Эмоции в кадре: как фотолаборатория меняет барнаульских детей

Фотография сейчас присутствует в нашей жизни практически ежедневно, а профессия фотографа является все более востребованной. Но чтобы овладеть сферой, нужно немало времени, поэтому лучше начинать как можно раньше. Такого мнения придерживаются в Кризисном центре для мужчин. 16 сентября здесь стартовали занятия в фотолаборатории уже для третьего потока ребят.

И поиграть, и новое узнать

«Я уже третий год работаю психологом в центре, и шестой, как занимаюсь фотографией, — рассказывает о себе специалист Ольга Микова. — Училась в барнаульской фотошколе, а также посещала мастер-классы известных фотографов из Москвы и зарубежья. Сейчас Краевой кризисный центр для мужчин Алтайского края реализует комплекс мер «Вклад в будущее», в рамках которого организована трудовая мастерская для детей и подростков из малообеспеченных семей. И так как я профессионально занимаюсь фотографией, решили выбрать это направление».

Вместе с Ольгой группу ведёт психолог Надежда Комарова. Она отвечает за создание благоприятного климата в новом коллективе, а также помогает ребятам понять свои особенности, интересы, увлечения и эмоции.

Занятия обычно строятся следующим образом. На первых встречах главная задача — знакомство ребят друг с другом и налаживание отношений внутри группы. Для этого проводят всевозможные упражнения на самопрезентацию и на сплочение коллектива. И только потом они будут готовы приступить к прикладной части.

«Программа ограничена десятью встречами, а так хочется дать ребятам как можно больше новой информации. Мы закладываем базу, объём довольно большой, а им в силу возраста непросто долго сидеть на месте и всё это усваивать. Поэтому во время информационного блока обязательно делаем перерывы для подвижных игр», — говорит Надежда.

В группе занимаются десять мальчиков от 10 до 13 лет. После теории их делят на две подгруппы. Одни идут с психологом Надеждой в игровую комнату, другие остаются с Ольгой применять на практике только что полученные знания. Им предоставляют зеркальные фотоаппараты, которые были закуплены в рамках проекта. Кстати, центр также приобрёл дополнительное оборудование для оформления мини-студии: дополнительный свет, штативы, хромакей, фотофон и синхронизаторы.

Обучение начинают с исторических фактов. Информация об этапах развития фотографии вызывает у ребят неподдельный интерес. Какое фото было самым первым? А какое самым знаменитым? Какое самым дорогим? На все эти вопросы преподаватель отвечает снимками.

«У подростков бытует такое мнение: зачем этому учиться, если я могу просто нажимать одну кнопку на телефоне, и у меня будет готовая фотография? – рассказывает психолог. – Но когда мы демонстрируем им работы известных фотографов, то они часто в один голос говорят, что это все монтаж. Хотя это не так. Так было, например, когда мы показали самый дорогой снимок в истории — «Фантом» Питера Лика. Поэтому получается, что на занятиях мы ещё меняем их взгляды и доказываем, что невозможно быстро стать фотографом. Ведь на самом деле это длительное и регулярное оттачивание мастерства».

Поймай кадр

На практической части ребята получают различные задания. Это может быть предметная, портретная или репортажная съёмка как в стенах центра, так и за его пределами, если на улице стоит хорошая погода. Когда выходят на аллею, то им дают полную свободу выбора, единственный важный момент — спрашивать разрешение у прохожих, если хотят их запечатлеть. А после стоит задача отсмотреть все снимки — выбрать лучшие, найти ошибки или назвать приёмы, которые использовались при создании кадра. Как отмечают специалисты центра, дети довольно критичны как к своим работам, так и к работам товарищей.

«С одной из прошлых групп мы фотографировали голубей в полёте. А это не так-то легко — сделать чёткие кадры птицы в движении. И ребята справились! Много интересных фотографий получилось. Вот идёшь по улице, видишь голубей, и кажется, что это просто серые птички, а на самом деле они все разные и отличаются друг от друга. Всем тогда понравилось их рассматривать», — вспоминает Ольга.

Надежде запомнилась другая съёмка. Задание звучало так: сделать репортаж о работе центра. Многие тогда растерялись. Что фотографировать? А один ребёнок быстро сориентировался и начал серию с вывески, потом лестница, далее — комнаты. Психолог говорит, что ему удалось создать эффект совместной прогулки по центру.

Есть в работе мастерской место для фототерапии — направления, где снимки служат инструментом для проработки психологического состояния. Их можно создавать специально, а можно брать абсолютно любые фотографии и выискивать детали, которые соответствуют внутреннему состоянию. Одно из занятий преподаватель посвящает эмоциям в кадре. И всегда на нём ребятам показывают известное, очень сильное фото афганской девочки Стива Маккарри, а ученики должны описать всё, что они чувствуют, глядя на снимок. А потом идут сами создавать эмоциональные кадры. Проходит это таким образом: одна группа должна быть увлечена каким-либо занятием, допустим, игрой, а вторая в это время их фотографирует. Кураторы специально создают такие условия, чтобы модели не обращали внимание на следящих за ними маленьких папарацци. Итоговый просмотр работ проходит довольно бурно, большое влияние это оказывает на тех, кто оказался в кадре, ведь они смотрят на себя и свои эмоции со стороны.

Одни ребята приходят на занятия попробовать свои силы, а другие уже решительно настроены превратить это в профессию. Так, участник проекта Саша пришёл в центр впервые. Ему 10 лет, но он уже чётко для себя решил, что когда вырастет, обязательно станет фотографом. Даже в мастерскую Саша пришёл со своим фотоаппаратом.

«А я раньше ходил здесь в группу «Копилка», мне понравилось, и сейчас захотелось освоить что-нибудь новенькое, — рассказывает «коллега» Саши по фотоделу Кирилл. — Вообще планирую быть дантистом, но и фотографировать тоже хочу научиться, потому что иногда бываю в таких красивых местах, откуда нет желания уходить. А фотоаппарат бы мне помог сохранить на память эти виды».

Занятия в фотолаборатории проходят два раза в неделю, длятся пару часов. И за это, казалось бы, небольшое время ребята меняются в лучшую сторону.

«Группа на первом занятии и группа на последнем — абсолютно разные, — уверяет Надежда. — Они ведут себя дружно, чувствуют себя раскованно, уверенно. Их объединяет общий интерес. Не боятся браться за технику и довольно ловко с ней управляются».

 ________________________________________________

По материалам газеты «Вечерний Барнаул»

https://barnaul.press/news/emotsii-v-kadre-kak-fotolaboratoriya-menyaet-barnaulskikh-detey.html

 

Фото: Светлана Молоканова.