Четвертое занятие по программе «Школа добрых мам и пап»

4

9 ноября 2021 года состоялось 4 занятие по программе «Школа добрых мам и пап» для семей, находящихся в социально-опасном положении.

Данный проект реализуется в рамках Государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности на 2021-2024 годы», координатором которого выступает Краевой кризисный центр для мужчин при поддержке Министерства социальной защиты Алтайского края.

Участниками четвертого занятия стало около 150 родителей из различных районов Алтайского края. Дистанционные занятия включают в себя работу с тремя группами родителей: 1) родители детей дошкольного возраста; 2) родители детей младшего и среднего школьного возраста; 3) родители подростков.

Четвертое занятие было посвящено теме «Эмоции у детей и их родителей». Ведущая школы - Елена Васильева, канд. социол. наук, зам.директора Краевого кризисного центра для мужчин познакомила родителей с эмоциями, поговорила о том, зачем они нужны и как научиться ими управлять. Полученные знания о том, что эмоции напрямую связывают нас с нашими базисными стремлениями и потребностями помогают понять, что любая эмоциональная реакция исходит из ситуации реализации или нереализации наших желаний. Прежде всего это сигнал - что-то не так и это нужно изменить. Практика для мам и пап «Учимся распознавать эмоции детей и правильно реагировать на них» помогла представить жизненные ситуации ребенка и родителей. Участники школы старались четко определить чувства, которые в данной ситуации испытывает их ребенок и предлагали варианты ответной реакции. Данная практика показала, что родители понимают насколько важно их детям получать поддержку при столкновении с трудностью и возникшими при этом чувствами злобы, досады, негодования. Ребенку, который оказался в конкретной ситуации впервые, сложно в одиночку понять, как действовать и какой урок из этого вынести. Именно родитель, находясь рядом, разделив переживания, способен направить свое чадо по пути принятия своих эмоций и определить примерные стратегии для безопасного выхода из них. В тот же момент разделить радость с близкими не менее ценно. Похвалить ребенка за его достижения, даже если они вам, с позиции взрослого, кажутся незначительными – необходимо! Ребенок чувствует участие, тем самым учится любить себя, отмечать свои значимые результаты, уважать свой труд.

Далее участники чата перешли к практике «Я-сообщение». Хорошо, если родитель умеет понимать чувства ребенка и поддерживать его. Но как быть со своими собственными чувствами? Именно для этого существует практика, которая помогает: обозначить свое чувство, описать факт и причину, почему чувство возникло и постараться найти возможный выход из ситуации. В целом, практика, в которой родитель пытается донести свою мысль не переходя на крик, взрываясь от переполняющих его эмоций, а осознает и делится своими чувствами конструктивно, помогает детям и другим членам семьи понять, что негодование, грусть, злость – оправданы. Резкие и жесткие действия обычно пугают, вызывают ответную агрессию. Но если научиться говорить о своих чувствах открыто и к тому же обозначить для окружения причину и предложить конкретные изменения по улучшению ситуации – члены семьи смогут услышать и пойдут на контакт.

Кроме того, участники обсудили способы, которые помогут справляться с сильными эмоциями и согласились с ведущей школы, как необходимо развивать способность распознавать, что скоро эмоции «накроют», а также применять различные дыхательные и телесные практики.

Домашним заданием стало «Ведение дневника эмоций». Родителям в течение недели необходимо отметить свои эмоции и чувства, проанализировать их, описать событие их вызвавшее, свои мысли и ощущения в теле которые в этот момент появились, и к каким действиям это в итоге привело.

Обратная связь показала огромный положительный отклик. Дистанционный формат не мешает участникам получать большое количество полезной информации, делиться между собой похожими ситуациями и опытом их проживания, задавать вопросы эксперту, вырабатывать новые стратегии поведения в семье.