Программы социального сопровождения малоимущих семей с детьми.
Программы «Точка опоры», «Семейный навигатор» и «Семейный помощник» являются уникальными, специально разработанными инструментами оказания социально-психологической помощи малоимущим семьям с детьми. Каждая из этих программ рассчитана на длительное сопровождение семьи в рамках индивидуальной программы социальной адаптации, которая разрабатывается специалистами Управлений социальной защиты населения и реализуется психологами и специалистами по социальной работе учреждений социального обслуживания населения в муниципалитетах Алтайского края.
«Семейный навигатор» - программа оказания социально-психологической помощи малоимущим семьям с детьми, получающим материальную поддержку на основе социального контракта. Программа направлена на оказание социальной помощи семьям в целях изменения их жизни к лучшему через проработку таких значимых тем, как: планирование семейного бюджета, ведение домашнего хозяйства, получение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, организация коммуникаций с детьми и подростками, совместного досуга, безопасной развивающей среды для детей в домашнем пространстве и других тем, исходя из индивидуальных особенностей и конкретных проблем каждой семьи.
«Семейный помощник» - программа для малоимущих семей с детьми, в том числе молодых, монородительских, многодентных. Главной целью программы является отработка практических навыков ведения домашнего хозяйства для создания безопасных бытовых условий проживания семьи, обеспечение полноценного ухода и развития детей в соответствие с возрастными потребностями, а также развитие способностей управлять личным временем, который включает комплекс знаний, принципов и техник, направленных на повышение эффективности своей деятельности и самоорганизации.
«Точка опоры» - программа, направленная на помощь в решении ключевых жизненных проблем для повышения общего уровня благосостояния семей, находящихся в социально-опасном положении.
Программа способствует постепенному изменению жизненных стратегий родителей, подверженных зависимости, через анализ проблемной ситуации, а также развитие навыков родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей, ответственности за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей, ведению здорового образа жизни в целом.
Основные методы и формы, используемые при реализации программ: индивидуальная работа с семьей, практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций множественных выборов, рефлексия, письменные практики.
Программы подразумевают 10 встреч, каждая из которых проводится индивидуально с каждой семьей один раз в неделю, продолжительностью 80-90 минут. Взаимодействие с семьями осуществляет команда специалистов, включающая психолога, специалиста по социальной работе и других специалистов, привлекаемых исходя из потребностей семьи.