16 ноября 2021 года состоялось 5 занятие по программе «Школа добрых мам и пап» для семей, находящихся в социально-опасном положении.
Данный проект реализуется в рамках Государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности на 2021-2024 годы», координатором которого выступает Краевой кризисный центр для мужчин при поддержке Министерства социальной защиты Алтайского края.
Участниками пятого занятия сталоболее 110 родителей из различных районов Алтайского края.Дистанционные занятия включают в себя работу с тремя группами родителей: 1) родители детей дошкольного возраста; 2) родители детей младшего и среднего школьного возраста; 3) родители подростков.
В ходе пятого дня участники вместе с ведущей школы разбирали тему «Система поощрений и наказаний: для чего они нужны и как их применять?».
Данная тематика вызвала сильный интерес родительской аудитории. В начале занятия мамы и папы обсудили вопрос необходимости системы наказания и поощрения в воспитании ребенка, а также поделились своим опытом. Чаще всего родители выбирают путь наказания и поощрения, который был заложен и принят в их родительской семье, либо действуют интуитивно. Родителям важно не допустить вседозволенности и при этом остаться с детьми в дружеских и теплых отношениях. Часто в список наказаний попадаютлишение телефона на время, запрет на использование интернета. При этом многие из участников понимают важность собственного примера для ребенка. Если родитель будет запрещать, но при этом использовать это в своем обыденном поведении, можно вызвать непонимание и агрессию со стороны детей. Не менее важным является согласованность между родителями, когда запрещает один, другой не может это поощрять. В процессе работы была проведена практика для мам и пап. Необходимо было вспомнить типичные ситуации из жизни семьи, заканчивающиеся наказанием ребенка. Проанализировать имеющийся опыт и подумать, в каких ситуациях можно было допустить естественное развитие событий. После родители постарались прислушаться к собственным ощущениям и отметить свою реакцию в данных ситуациях. Взаимный обмен опытом во многом содействует открытости всех участников школы, а также помогает родителям увидеть схожесть процесса воспитания детей, выделить для себя полезные новые моменты.
В завершении занятия участникам были предложены безопасные методы наказания и поощрения, которые вызвали особую заинтересованность родителей. Участники отметили:
- Честно признаться очень заинтересовали безопасные способы наказания, будем пробовать правильно хвалить детей.
- Информация была очень полезна, особенно про похвалу ребенка, многого не знали, теперь будем использовать, применять в своей жизни.
- Заинтересовали безопасные способы наказания, попробуем использовать в отношении нашего ребенка.
Одним из безопасных методов, как поощрений, так и наказаний является практика «Я-сообщение», с которым участники познакомились в ходе предыдущих занятий. Родители поделились в начале занятия, что уже начали активно применять в общении с членами семьи.
- При использовании я-сообщения, ребенок стал слышать меня, мои просьбы, - поделилась участница школы.
Также родители с удовольствием заполняли дневник эмоций и отметили, что проговаривать и описывать свои чувства стало легче. Участники нацелены на выполнение следующего домашнего задания, в течение недели попробовать применить «безопасные» способы наказания и «правильные» способы поощрения детей, и с удовольствием ждут следующего занятия.