В рамках продолжения реализации мероприятий Комплекса мер «Повышение эффективности социальных практик, направленных на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей в Алтайском крае «Безопасное детство» на 2022-2023 годы», продолжается работа по внедрению и распространению деятельности по программе «Школа безопасности» на базе подведомственных учреждений социального обслуживания населения для детей младшего школьного возраста и их родителей. Цель данной программы заключается в формировании и отработке практических навыков безопасного, уверенного и ответственного поведения у младших школьников, а также создание безопасной семейной среды.
Программа «Школа безопасности» по праву может называться комплексной, так как способствует формированию и развитию у детей навыков безопасного поведения в любых опасных ситуациях. В программу включены блоки по развитию навыков безопасного поведения: в быту, на улице, в школе, в общении с незнакомыми людьми, в общении в сети Интернет. А это – одна из важных задач, которая будет способствовать сохранению жизни и здоровья детей. В процессе работы над программой также активно используется специально разработанная рабочая тетрадь, где собраны все диагностические методики, практические упражнения и задания, вопросы для рефлексии, необходимые в работе с младшими школьниками. Специалисты учреждений также активно используют в работе разработанный гайд для подростков, направленный на развитие позитивных навыков личной безопасности и уверенного поведения, который освещает алгоритм поведения в опасной ситуации в разных сферах жизни.
За 1 полугодие 2023 года реализации комплекса мер в Алтайском крае было проведено 74 группы по программе «Школа безопасности», в которых приняли участие 995 человек. Из них 623 ребенка и 372 родителя. В реализации данной программы приняло участие 48 муниципальных образований Алтайского края.
Анализируя качественные результаты, полученные при проведении мероприятий программы, по итогам опроса участников групп можно отметить следующее: Многие взрослые отмечали позитивные изменения в поведении своего ребенка. Родители указывали, что их ребенок с интересом посещал занятия, активно включался в процесс, делился полученной информацией дома. Что касается детских групп, то у многих детей большой отклик получила тема «Буллинг». Это слово оказалось для многих новым, но данная тема вызвала большую заинтересованность у ребят. Некоторые участники высказались, что сталкивались с этим явлением, просто не знали его названия. А главное, они получили ответы на вопросы как действовать в подобных ситуациях. Работая в данной теме, они особо увлеченно выполняли задание в рабочей тетради по теме буллинга, где им нужно было написать письмо знакомому-обидчику, и в шутливой, оптимистической форме высказать ему свои обиды. Ребята без злости и ненависти, справились с заданием, на котором активно делились своими впечатлениями. После прохождения «Школы безопасности» у детей сформировалось оптимальное представление о своих возможностях, о том, как правильно справляться со своими страхами и опасениями, как грамотно взаимодействовать с незнакомыми людьми, появились практические навыки безопасного, уверенного и ответственного поведения.
Вот некоторые отзывы участников детских групп:
«Мне понравилось на занятиях по «Школе безопасности» рисовать себя и свое пространство, любимые предметы, которые меня окружают. Так же отвечать на вопросы, как бы я повела себя в различных ситуациях»;
«На занятиях по школе безопасности я узнала много нового, о том, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми и как безопасно пользоваться дома электроприборами»;
«Мне понравилось рисовать дорожные знаки и играть в игры по безопасности на дороге».
В рамках реализации программы, были также успешно реализованы занятия с родителями. В родительских группах участники также активно были вовлечены в работу. Делились трудными случаями из своего родительского опыта, активно включались в обсуждение. Воспользовались возможностью получить рекомендации психолога, задавали уточняющие вопросы. Большинство родителей высказали благодарность за возможность участия в программе, и отметили важность и актуальность рассмотренных на занятиях тем.