2 и 3 марта на базе Краевого кризисного центра для мужчин состоялась I ступень двухдневного семинара-тренинга - «Подходы, формы и методы работы по повышению социальной адаптации семей, находящихся в социально-опасном положении в рамках программы «Точка опоры»».
«Точка опоры» - программа, направленная на помощь в решении ключевых жизненных проблем для повышения общего уровня благосостояния семей, находящихся в социально-опасном положении.
Она способствует постепенному изменению жизненных стратегий родителей, подверженных зависимости, через анализ проблемной ситуации, а также развитие навыков родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей, ответственности за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей, ведению здорового образа жизни в целом.
Участие в мероприятии приняли более 27 психологов и специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания населения от различных муниципальных образований Алтайского края.
Основные задачи семинара-тренинга «Точка опоры»:
Познакомить участников с методологией оказания социально-психологической помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении
Рассказать специалистам о приёмах эффективной коммуникации, вовлечении семей целевой группы в совместную работу
Сформировать у участников навыки применения практических методик и техник программы «Точка опоры» в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Сформировать профессиональную мотивационную готовность к работе с семьями СОП в соответствие с содержанием программы «Точка опоры»
Семинар прошел под чутким руководством Елены Валерьевны Васильевой – заместителя директора Кризисного центра для мужчин.
В начале первой встречи участники определили для себя ожидания от дальнейшей семинарской работы и обсудили имеющийся опыт работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Специалист, работающий с семьей в СОП, выступает одним из главных субъектов в процессе изменения сложившейся сложной ситуации клиента, находящегося в алкогольной зависимости. При этом важно уметь анализировать свое состояние, чувства, эмоции, осознавать собственные зависимые состояния при работе с подобной категорией клиентов.
Главной особенностью I ступени семинара стали уникальные методические разработки психолога, зам. директора Краевого кризисного центра для мужчин Елены Васильевой.
Елена Валерьевна представила следующие практики:
Методика «Мой стакан» использовалась в начале мероприятия для определения общих задач работы на семинаре. Для того, чтобы опытные, пришедшие на встречу специалисты не чувствовали внутреннего сопротивления новым знаниям и имели желание познакомиться с новым опытом участникам предлагалось сделать следующее: отметить на стакане уровень наполненности и владения уже имеющегося опыта, методов, инструментов в работе с семьями в СОП; определить и выписать, какие именно знания хотелось бы расширить, какие именно практические методики освоить.
Проектная мастерская «Маршрут для семей в социально-опасном положении». Специалисты, собравшись в группы, разрабатывали маршрут движения разных категорий семей в СОП из точки А, когда семью ставят на учёт в точку Б, когда семью, снимают с учёта. Каждая группа работала над маршрутом для определенной категории семьи и следовала плану:
1. Описать Точку А «Как живёт семья сейчас?» – типичная ситуация в семье, основные проблемы, состав семьи, характер отношений;
2. Описать Точку Б «Как семья должна измениться?» -
3. Дефициты семьи – Почему сейчас это не так? Что мешает, чего не хватает семье, чтобы прийти в точку Б?
3. Мишени работы для специалистов. На какие факторы воздействовать специалистам, чтобы семьи могли прийти в точку Б.
Специалисты не только с особым интересом и включенностью составили маршруты, но и отметили новизну и значительную полезность разработки данного плана по работе с семьями в СОП. Методика помогает выстроить стратегию, включающую последовательные шаги, анализ которых дает возможность для более эффективной, ускоренной работы с семьями.
После представления презентации программы работы по повышению социальной адаптации семей, находящихся в социально опасном положении «Точка опоры», ведущая семинара провела практику в малых группах «Мотивационное интервью» для установления контакта с семьями в СОП.
Мотивационное интервью как рабочий инструмент имеет 7 этапов, каждый из которых направлен на достижение определенных целей, как для специалистов, так и для семьи, результатом которого должно стать соглашение о сотрудничестве с семьей для дальнейшей совместной работы.
В ходе второго дня Елена Васильева, содействовала актуализации имеющегося у специалистов опыта работы с семьями и подробно остановилась на механизмах копинг-стратегий, как способов преодоления жизненных трудностей.
Практическая работа состояла в разборе методик диагностики и коррекции совладающего поведения. В обсуждении специалисты указали на возможность их использования в работе с семьями СОП, уточнив вопрос подсчета результатов стандартизированных методик и способы перехода от диагностики к коррекции.
Итоговая обратная связь по семинару-тренингу показала, что коллективная работа, взаимная поддержка как коллег, так и ведущих встречи, положительно влияют на усвоение новых подходов к решению психологических задач, методик привлечения и диагностической работы с семьями СОП.
«Точка опоры» - программа, направленная на помощь в решении ключевых жизненных проблем для повышения общего уровня благосостояния семей, находящихся в социально-опасном положении.
Она способствует постепенному изменению жизненных стратегий родителей, подверженных зависимости, через анализ проблемной ситуации, а также развитие навыков родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей, ответственности за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей, ведению здорового образа жизни в целом.
Участие в мероприятии приняли более 27 психологов и специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания населения от различных муниципальных образований Алтайского края.
Основные задачи семинара-тренинга «Точка опоры»:
Познакомить участников с методологией оказания социально-психологической помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении
Рассказать специалистам о приёмах эффективной коммуникации, вовлечении семей целевой группы в совместную работу
Сформировать у участников навыки применения практических методик и техник программы «Точка опоры» в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Сформировать профессиональную мотивационную готовность к работе с семьями СОП в соответствие с содержанием программы «Точка опоры»
Семинар прошел под чутким руководством Елены Валерьевны Васильевой – заместителя директора Кризисного центра для мужчин.
В начале первой встречи участники определили для себя ожидания от дальнейшей семинарской работы и обсудили имеющийся опыт работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Специалист, работающий с семьей в СОП, выступает одним из главных субъектов в процессе изменения сложившейся сложной ситуации клиента, находящегося в алкогольной зависимости. При этом важно уметь анализировать свое состояние, чувства, эмоции, осознавать собственные зависимые состояния при работе с подобной категорией клиентов.
Главной особенностью I ступени семинара стали уникальные методические разработки психолога, зам. директора Краевого кризисного центра для мужчин Елены Васильевой.
Елена Валерьевна представила следующие практики:
Методика «Мой стакан» использовалась в начале мероприятия для определения общих задач работы на семинаре. Для того, чтобы опытные, пришедшие на встречу специалисты не чувствовали внутреннего сопротивления новым знаниям и имели желание познакомиться с новым опытом участникам предлагалось сделать следующее: отметить на стакане уровень наполненности и владения уже имеющегося опыта, методов, инструментов в работе с семьями в СОП; определить и выписать, какие именно знания хотелось бы расширить, какие именно практические методики освоить.
Проектная мастерская «Маршрут для семей в социально-опасном положении». Специалисты, собравшись в группы, разрабатывали маршрут движения разных категорий семей в СОП из точки А, когда семью ставят на учёт в точку Б, когда семью, снимают с учёта. Каждая группа работала над маршрутом для определенной категории семьи и следовала плану:
1. Описать Точку А «Как живёт семья сейчас?» – типичная ситуация в семье, основные проблемы, состав семьи, характер отношений;
2. Описать Точку Б «Как семья должна измениться?» -
3. Дефициты семьи – Почему сейчас это не так? Что мешает, чего не хватает семье, чтобы прийти в точку Б?
3. Мишени работы для специалистов. На какие факторы воздействовать специалистам, чтобы семьи могли прийти в точку Б.
Специалисты не только с особым интересом и включенностью составили маршруты, но и отметили новизну и значительную полезность разработки данного плана по работе с семьями в СОП. Методика помогает выстроить стратегию, включающую последовательные шаги, анализ которых дает возможность для более эффективной, ускоренной работы с семьями.
После представления презентации программы работы по повышению социальной адаптации семей, находящихся в социально опасном положении «Точка опоры», ведущая семинара провела практику в малых группах «Мотивационное интервью» для установления контакта с семьями в СОП.
Мотивационное интервью как рабочий инструмент имеет 7 этапов, каждый из которых направлен на достижение определенных целей, как для специалистов, так и для семьи, результатом которого должно стать соглашение о сотрудничестве с семьей для дальнейшей совместной работы.
В ходе второго дня Елена Васильева, содействовала актуализации имеющегося у специалистов опыта работы с семьями и подробно остановилась на механизмах копинг-стратегий, как способов преодоления жизненных трудностей.
Практическая работа состояла в разборе методик диагностики и коррекции совладающего поведения. В обсуждении специалисты указали на возможность их использования в работе с семьями СОП, уточнив вопрос подсчета результатов стандартизированных методик и способы перехода от диагностики к коррекции.
Итоговая обратная связь по семинару-тренингу показала, что коллективная работа, взаимная поддержка как коллег, так и ведущих встречи, положительно влияют на усвоение новых подходов к решению психологических задач, методик привлечения и диагностической работы с семьями СОП.