В Краевом кризисном центре для мужчин стартовал проект «Семейная академия «Мама, папа, я». Данный проект представляет собой ежеквартальные методические площадки для психологов и специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания населения Алтайского края. Единой красной линией всех встреч является роль отца в вопросах воспитания, развития и становления личности ребенка.
Первое мероприятие в рамках данного проекта состоялось по теме «Образ и роль отца в жизни ребёнка». Специалисты из города Барнаула, Новоалтайска, Павловского, Ребрихинского, Шипуновского, Шелаболихинского и Поспелихинского районов встретились на базе Краевого кризисного центра для мужчин и обсудили вопросы вовлечения отцов в воспитательный процесс, рассмотрели роль отца в формировании представлений современной молодежи о семье и семейных ценностях.
Ведущие подробно и обстоятельно раскрыли семейно-центрированный подход в системе защиты детства. Такой подход предполагает фокусировку специалистов на том, чтобы дать родителям почувствовать собственные ресурсы и силы - личностные, и своей семьи и своей социальной среды, распознать свои способности, а также развить свой потенциал. Такая модель предполагает рост родительской компетентности и соответствии веры в себя, своего ребенка, свою семью и сообщество. То есть задача специалистов не занять положение экспертов, а стать для родителей источником поддержки и ресурсов.
Обсуждение со слушателями темы современных тенденций трансформации института семьи вызвал большой эмоциональный отклик. Специалисты согласились с тем, что длительное время в обществе было распространено мнение о низком значении роли отца в процессе развития ребенка. Известна фраза, которую приписывают М. Мид: «Отцы – это биологическая необходимость, но социальная случайность». Но в настоящее время наблюдаются изменение модели семейных взаимоотношений, где у отца появляется возможность распределять свою физическую (и нервную) нагрузку, чтобы проводить больше времени дома и качественно по другому участвовать в жизни собственной семьи.
После обеда встреча приобрела практическое направление. Практикум «Роль отца в жизни ребенка», предложенный для выполнения слушателям, показал, что функции мамы и папы взаимодополняющие, а не исключающие. Специалистам предложили рассмотреть родительские роли в рамках семейной системы и распределить подготовленные карточки с описанием особенностей родительских функций мамы и папы, опираясь на когнитивный и эмоциональный отклик на каждую функцию.
Выполнение методики «Семейная социограмма» позволила рассмотреть особенности иерархической семейной системы, определить параметры здоровой иерархии и дисфункциональных семейных систем: детоцентрированная семейная иерархия; отсутствие иерархии и доминирующая позиция мамы.
По результатам встречи все слушатели получили высокий эмоциональный заряд, смогли определить для себя, что семья, в которой функции жизнеобеспечения занимают лишь часть времени, но не все совместное времяпрепровождение, может и должна вырабатывать свои ценности, свои нормы и правила оценки семейного поведения. Именно в этом и состоит суть распределения семейных ролей и работы с фигурой отца в семейном консультировании.