В краевой кризисном центре для мужчин прошла заключительная встреча 2021 года в рамках проекта «Семейная академия «Папа, мама, я!». Данный проект разработан для проведения плановой работы методических площадок для специалистов учреждений социального обслуживания населения Алтайского края, в целях продвижения темы ответственного отцовства и более эффективной работы с семьями, в частности с отцами.

Четвёртая коммуникативная встреча по теме «Социально-психологическое сопровождение семей в период трансформации семейной системы» собрала в очно-заочном формате специалистов г. Барнаула, г. Бийска, г. Новоалтайска, г. Рубцовска, Каменского, Михайловского, Усть-Калманского, Шипуновского районов.

Совместно с ведущими семинара участники познакомились с видами трансформаций семейной системы. Динамика отношений в семье проявляется в каждый период жизненного цикла семьи, начиная с зачатия и появления ребенка, предполагающее перестройку в жизни супругов и расширения семьи в целом, заканчивая уходом из жизни одного из супругов. При этом важно учитывать, что существуют нормативные и ненормативные кризисы в жизни семьи.

Ведущие семинара отдельно остановились на рассмотрении нормативных и ненормативных кризисов семьи. Разбор основных кризисов привлек особое внимание со стороны приглашенных специалистов, так как работа с семьями чаще всего касается именно вопросов столкновения с трудной ситуацией кризиса, которую членам семьи порой сложно разрешить и пережить самостоятельно.

Нормативные кризисы, как правило, возникают в жизни каждой семьи и касаются периодов ее жизненного цикла. В отношении нормативных кризисов были рассмотрены этапы: рождения ребенка (расширение семьи, новые ролевые стратегии), взросление и уход детей (теория семейных систем М. Боуэна, адресаты психологической помощи), смерть члена семьи (стадии горя, задачи и маркеры ситуации потери члена семьи).

Специфика ненормативных кризисов состоит в том, что они не связаны с циклом семейного развития и могут быть спровоцированы любым личностно значимым событием (развод, болезнь, повторный брак и т.д.). В плане ненормативных кризисных состояний были выделены следующие:

1. Появление приемного ребенка. При работе с такими случаями, специалисту важно знать процессы адаптации замещающей семьи, а также основные объективные и субъективные показатели её эффективности, при отслеживании которых можно распознать проблемные точки для проведения дальнейшей терапевтической работы.
2. Развод, который говорит о случае распада семейной системы. Стратегии поведения в случаях развода часто зависимы от эмоционального, морального состояния его участников. Развод порождает не только проблемы во время самого процесса расторжения брака, но и в послеразводный период. Участники разобрали основные этапы психологического консультирования в случаях оказания психологической помощи отдельному члену семьи, а также в случае работы с «расширенной семьей».
3. Появление отчима/мачехи в семье. Данное кризисное состояние касается детей, поэтому особо важно проследить, как реализуются этапы адаптации с появлением нового взрослого члена семьи и выстраивания с ним новой модели внутрисемейных отношений.

В заключительной части специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения г. Барнаула смогли получить супервизорскую поддержку от ведущих проекта, подробно обсудив случай из практики, связанный с кризисной ситуацией по причине потери одного из членов семьи. Коллеги обговорили проблемные моменты, связанные, прежде всего, с изменением ролевой системы детей в данной семье, которая претерпела большие изменения, а также выработать стратегии помощи в целях налаживания внутрисемейных отношений.