26 октября 2021 года состоялось 3 занятие по программе «Школа добрых мам и пап» для семей, находящихся в социально-опасном положении.
Данный проект реализуется в рамках Государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности на 2021-2024 годы», координатором которого выступает Краевой кризисный центр для мужчин при поддержке Министерства социальной защиты Алтайского края.
Для участия в третьем занятии программы подключилось более 170 родителей из различных районов Алтайского края. Дистанционные занятия включают в себя работу с тремя группами родителей: 1) родители детей дошкольного возраста; 2) родители детей младшего и среднего школьного возраста; 3) родители подростков.
Темой третьего занятия стала «Привязанность между родителями и детьми». Привязанность – это врожденная система мозга для сохранения безопасности ребенка. Ребенок всегда ищет близости с мамой, идет к ней в моменты стресса как к источнику безопасности и приюта.
Ведущая школы - Елена Васильева, канд. социол. наук, зам.директора Краевого кризисного центра для мужчин - провела с участниками практику «Как опыт отношений с родителем влияет на ребёнка?». Каждой родительской группе предлагалось представить по две различные ситуации в зависимости от возрастной категории их ребенка.
Гипотетические ситуации содержали в себе негативный, нелогичный опыт поведения родителя по отношению к ребенку и противоположный – позитивный образ действий. Родители должны были оценить ситуации, используя три вопроса: Как Вы себя чувствуете в этой ситуации? Что Вы думаете об окружающем Вас мире? Что Вы чувствуете относительно своей способности влиять на окружающий мир? Родители с большим удовольствием отвечали на поставленные вопросы, очень живо представляя ситуации исходя из позиции ребенка. Таким образом, данное упражнение показало, насколько поведение взрослого человека, к которому ребенок привязан, чей образ поведения он считывает, сказывается на его личных будущих действиях в похожих ситуациях.
Далее участники вместе с ведущей группы рассмотрели типы привязанности ребенка к родителю: надежная привязанность, избегающая привязанность, амбивалентная привязанность и дезорганизованная привязанность. Главным выводом стало то, что лишь надежная привязанность может дать положительный результат в будущем.
Международные длительные исследования показывают, что безопасная привязанность формирует такие качества как успешность, творческое мышление, лидерские задатки, в то время как остальные типы вызывают последствия: избегающая – избегание сверстниками; амбивалентная – тревожность, неуверенность; дезорганизованная – проблемы общения и регуляции эмоций.
В итоговом обсуждении семьи поделились своими историями из детства, показывающие наличие и качество их эмоциональной связи с близкими людьми, которые занимались их воспитанием. Кроме того, участники рассказали, как это отразилось на их сегодняшнем поведении по отношению к их деткам, каким образом в настоящее время выстраивается их привязанность с детьми. Многие сказали о том, что они используют объятия, поцелуи, приятные слова, которые вызывают нежные эмоции и тем самым укрепляют связь с детками.